Новый сериал Первого канала возбудил скандал общероссийского масштаба, а выдающийся советский психотерапевт Анатолий Кашпировский публично заявил о намерении подать судебный иск за очернительство его имени.
«Чудотворец» был снят, по всей видимости, затем, чтобы дать пищу всевозможным теледеятелям. Едва он вышел на телеэкраны, как вся страна бросилась обсуждать да судачить. Тут вам и малаховское шоу «Пусть говорят», и наспех состряпанный фильмец «Жены экстрасенсов», и много чего еще повылазило на пене модной темы. А главное, живо отозвались сами прототипы главных героев: один – благосклонно, другой – возмущенно.
Алану Чумаку сердиться не на что - якобы списанный с него Николай Арбенин предстал одухотворенным высоконравственным индивидом. Зато его антагонист Виктор Ставицкий – подлый продажный тип, опорочивший Анатолия Кашпировского. Последний (вернее, первый, ведь он действительно первый, если не единственный в своем деле) возмутился исгоряча заявил о намерении судиться. А также подробно, со ссылками на статьи и телемосты, провел на своем официальном сайте самореабилитацию, обозвав фильм Дмитрия Константинова ложью, фальшью, очернительством, карикатурой, заказухой, etc. В поддержку мэтра на сайте выложены протесты умудренных профессоров на тему «хочу защитить Ваше доброе имя врача и личности перед средствами массовой информации, использующими его, как мне кажется, вопреки морали и здравому смыслу».
Это так мило, в самом деле. Будто не существует таких понятий, как жанр и художественный вымысел. Будто бы имя личности, сознательно выбравшей путь славы, не будет использоваться и повторяться везде и всюду. Будто бы есть способ сделать кино об экстрасенсах, которых по большому счету в СССР было всего два, вне каких бы то ни было аллюзий на этих двух. Вот так за скандалами и разборками теряются художественные достоинства фильма Дмитрия Константинова «Чудотворец», не имеющего ничего общего с сериальной мутью.
Здесь все составляющие коммерческого продукта – лихая интрига, стремительный экшн с погонями и даже пытками, беспроигрышные сюжетные линии с женщинами и детьми – слепая родительская любовь, любовный треугольник, семейные ценности. Тема сверхъестественого - вслед за «Вангой», «Распутиным» и прочими - гарантирует стопроцентную смотрибельность. Чего ж еще? И свет решил, что он умен и очень мил.
Четкие психологические мотивации и безупречно выстроенные причинно-следственные связи поднимают «Чудотворца» в разряд настоящего кино. Пульсирующая в каждом кадре атмосфера эпохи перестройки отсылает к «Оттепели» с ее изумительным духом шестидесятничества, впрочем, так и должно было быть, ведь и там и там автор сценария Дмитрий Константинов. «Чудотворец» - это сложная, неоднозначная, многоплановая история об испытании божьим даром и невозможности жить с ним, о мучительном осознании его отсутствия и подмене подлинного суррогатом. Об изнанке и клише, об искушениях и соблазнах. О любви, наконец.
Федор Бондарчук и Филипп Янковский – фигуры равновеликие. И тот, и тот пронзают взглядом, аж мурашки по коже. Главных героев – два, но фильм-то назван героем в единственном числе - «Чудотворец». Кто есть кто? Виктор Ставицкий срывает аншлаги и ездит с гастролями. Николай Арбенин торгует на рынке, а по ночам рисует на футболках трафареты с программной установкой «Деньги – зло!». Но обстоятельства требуют спасать семью, а значит добывать «зло». «Тоже хочешь, как он?» - осторожно спрашивает мать, кивая на зомбоящик, где Ставицкий подает пример добычи бабок легким движением руки. «Не как он. По-другому», - отвечает Арбенин.
По-другому –значит тратить энергию, выкладываться не на шутку, падать в обморок, жестко отказывать страждущим, понимая, что невозможно помочь всем. «Нельзя поставить чудеса на поток», - замечает сотрудничающий с Арбениным врач, но народу-то подавай чудеса, поставленные на поток. Народ падок на шоу и готов превращаться в стадо, погоняемое пастухом, – широчайшие возможности для Ставицкого с его подсадными утками и дешевыми фокусами. Он сильнее. Потому что подлее.
Ботан в очочках с портфельчиком, весь какой-то жалкий, зависимый, заискивающий, никому не интересный (перевоплощение брутального Бондарчука невероятно). Экстрасенсорные данные есть, но слабо выраженные - не представляют интереса для профессоров, изучающих сверхспособности человека. Ущемленное самолюбие разрастается до чудовищных амбиций, которые с лихвой замещают недостаток таланта, заполняют все пустоты, зияющие в душе. Середняк класса «Виктор Ставицкий» добьется своего любыми путями, не мытьем, так катаньем. В нем и целеустремленность, и воля, и злоба – все, что нужно успешному человеку. Но в нем и великая жажда творчества, в нем и яростный протест против собственной серости, в нем и лютое неприятие прозябания, на которое обречен человек, стоящий на пограничной черте заурядности и таланта.
Поначалу кажется, что в битве экстрасенсов схлестнулись черный дьявол и светлый ангел, но еще Воланд доказал, что дьявол может быть интереснее ангела. Никто из них не всемогущ – сколько бы дара отмерено ни было, его обладателю всегда кажется, что мало. Экстрасенс может передвигать предметы, но не может свернуть горы. Он способен исцелить другого, но не в состоянии помочь самому себе. Ему подвластны чужие мысли, но свои собственные изменить не умеет. Талант – дарованное благо или издевательство, крылья или крест? Никто не расставит для вас точки над и – вы уж как-нибудь сами… сами…
Другие статьи автора: |
---|
25.01.2016 Мертвые души: хором о России |
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя |
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу |
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали |
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду |
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 8013 | комментариев:1