По сибирским городам идет волна «Территории» - приключенческой драмы, аналогов которой в российском кинематографе нет.
Крайний Север. Полярная ночь. Чукотка. Берингово море. На плато Путорана и в бухте Провидения в условиях полной изоляции от цивилизованного мира съемочная партия из 150 человек провела полтора месяца. Свои мобильники артисты отдавали вертолетчикам, чтобы те во время рейдов за топливом и продовольствием в Норильск принимали сообщения с Большой Земли. От лагеря, где расположилась группа, до съемочной площадки добирались только по воздуху. Работали на сорокоградусном морозе по нескольку часов. «Артистов не пускали в палатку, потому что растаял бы лед, намерзший на усы, а лучшего грима не придумаешь», - рассказал Режиссер Александр Мельник, по первой профессии гидролог, на встрече с журналистами в новосибирском кинотеатре «Формула кино».
Приключенческая драма «Территория» снята по культовому роману Олега Куваева, впервые изданному 40 лет назад. Глядя на это фантастическое полотно, воображаешь, что перед тобой другая планета. В компьютерных пейзажах Голливуда ничего подобного нет, и даже «Географ глобус пропил» уступает по эпичности. Головокружительные панорамы сняты французскими операторами с самого маневренного в мире вертолета Eurocopter с использованием стабилизирующей системы «Super Gyron. Он взмывает над Арктикой, где человек, отважившийся ступить туда, – лишь крохотная букашка перед лицом Стихии. Отвесные скалы, сияющие ледопады, заоблачные фьорды, ослепительные снега, жерло океана с отблесками потустороннего света воплощают вечную энергию силы. Это Территория – непознанное фантастическое измерение и одновременно реальная земля со своими критериями и законами. Она незыблема – такой была вчера, такой остается сегодня, такой будет завтра. А еще она сильнее времени, потому что никак от него не зависит. Нравственные категории, исчезающие из сегодняшней действительности, здесь тоже незыблемы. Слова, обозначающие их, в обычном мире теперь невозможно произносить без иронии – долг, честь, патриотизм, идеалы, служение, партия, но здесь, на Территории, все это настоящее. Как и золотые слитки, впаянные в горную породу. Как и геологи, решившие их найти, – бородатые мужики в свитерах, позже вымершие, как мамонты.
60-е годы - эпоха духовного возрождения и дерзких поступков. Безумцы сплавляются по порогам северных рек, и буквально на глазах вода превращается в лед. Чукотский пастух, загнав оленей, сам волоком тащит сани с горнолыжником, сломавшим ноги при спуске в лагерь. Один не выдерживает испытания золотом и стреляет в напарника, первым обнаружившего месторождение. А другой, теряя сознание, несет раненого на себе. В лагере полярники празднуют полет Гагарина в космос - и вдруг в небо взмывает ракета, сигнализирующая о критической ситуации. Геологи бегут по целинному снегу спасать своих друзей. Какой космос? Здесь свой космос, своя планета, свои взлеты, постичь которые обычному человеку не дано. Ради чего сумасшедшие мужики отказывались от комфорта, лезли в пасть опасности, рисковали жизнью? «Ради того непознанного, во имя чего начинается и происходит жизнь человека», - окольцовывает сюжет цитата из книги, а на протяжении всего фильма за кадром звучит текст Куваева, который хочется читать долго, подробно и неспешно.
Как жаль, что режиссер, влюбленный в книгу, утонул в тексте, как трактор «Сталинец» провалился под лед Северного Ледовитого океана. Сценарий собран не только из глав романа, но и незавершенных вещей Куваева, его набросков, записок, писем. Этого материала хватило бы на грандиозный многосерийный художественный фильм, где что ни серия, то уникальная судьба. А получилась рыхлая история, которая наполовину рассказывается, а не происходит и где сюжетные линии обрываются, едва начавшись, чтобы уступить место следующим. Не успеваешь вжиться в судьбу одного персонажа, как появляется следующий и вынуждает забыть, как зовут предыдущего. В «Территории» пунктирно обозначены три любовные истории, каждая из которых дана схематичным наброском. Каждая идет к трагическому исходу, а как и через что, нам знать неважно. Нам не соизволят пояснить, что станет с пассажиркой трактора «Сталинец», медленно и неуклонно проваливающегося под лед, как «Титаник» в толщу океана. Водитель умер от сердечного приступа, а его юная спутница осталась одна с застывшими от ужаса глазами. Все в духе коммунизма: частности меркнут перед одним большим общим делом. А сияние арктических снегов меркнет перед блеском золотых слитков.
Смотрите фильм «Территория» в кинотеатрах с 16 апреля.
Другие статьи автора: |
---|
25.01.2016 Мертвые души: хором о России |
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя |
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу |
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали |
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду |
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 8352 | комментариев:1
ruusnv: 04.04.2015 13:12
Весьма поверхностный обзор. Автор статьи весьма далек, от того что происходит на экране. Хотя каждый видит, то что хочет.
А фильм хороший!
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.