Полина-Революция сначала расстреляла из бутафорского пистолета семейный тортик, а повзрослев, надела кожаное пальто, взяла маузер и отправилась загонять в светлое будущее аборигенов северной Сибири.
Представьте, живете вы себе и живете в своем богом забытом краю. Нет, лучше так: живете вы себе и живете у Христа за пазухой. И деды ваши так жили, и прадеды. У вас свои обычаи традиции и поверья, у вас свои божки и шаманы. Что там полыхает и громыхает в мире, вас не касается. И вдруг к вам врывается отряд чужаков и начинает перекраивать по своим лекалам. Мол, вам же на пользу. А вам чужую пользу не надо, вы к своей привыкли. Что тогда?
Или лучше представьте, что вы молоды и талантливы, влюблены и любимы. В ваших руках — революция и данные ею полномочия. Вы верите в светлое будущее, горите страстью сделать мир лучше, а конкретно с помощью искусства и винтовки, винтовки и искусства. Вам поручают важное партийное задание — ехать на край света и вытащить из мрака отсталый народ. А он упорно сопротивляется внедрению благ. Что тогда?
Фильм «Ангелы революции» уральского режиссера Алексея Федорченко — не про то, что у каждого своя правда. А про то, что у каждого свой мир, и эти миры не пересекаются по умолчанию. Шаманы и красноармейцы не договорятся никогда. Авангардное искусство для одних — образ жизни и мышления, для других — непонятный и опасный враг. Столкновение миров дает взрыв, в котором выживают единицы. Это сюрреалистическая история этноса на фоне абсурдной живописи, где кровь на снегу тоже кажется картиной, прекрасной и бесстрастной.
Москва знает толк в авангардном искусстве. Кружатся под музыку нового времени ожившие гребешки и расчески. Кстати, пока актеры давали свой балет, вышел приказ об их расстреле. Но нашу песню не задушишь, не убьешь. Собаки с крылышками болтаются над сценой вместе с лозунгом «Мы не собаки. Нам не нужны крылья, чтобы летать. У нас есть дирижабль». Апологет кремации толкает пламенную речь о новом способе похорон и, можно сказать, глядит в будущее. Все, пора образовывать народы. Новоявленный художник демонстрирует туземцам шедевры супрематизма. Фотограф делает пафосное фото в роддоме, где появилась таки на свет первая (и последняя?) казымская девочка Екатерина Обатина — ура, товарищи!
Заправляет всем этим делом Полина Шнайдер по кличке Революция — железная дама в кожаном пальто и с маузером. В детстве она расстреляла семейный тортик из бутафорского пистолета, а теперь не страшится примерить костюм казымской богини. За что и поплатилась жизнью.
А пока хантыйская семья сидит в своем чуме и деловито перебирает морошку. И такое льется от них спокойствие, такое умиротворение, что, честное слово, хочется поместить их в банку с бронированным стеклом, сквозь стенки которой хорошо просматривается картинка, но они об этом не подозревают.
Если дебютный фильм творца культурных мифов Алексея Федорченко «Первые на Луне» (2005 г.) был стилизован под документальное расследование, в котором советские астронавты со сверхсекретным заданием якобы отправлялись в Космос, то его сюрреалистическая мистификация «Ангелы революции», наоборот, не имеет к жанру традиционных исторических хроник никакого отношения. Хотя основана на прозе Дениса Осокина «Ангелы и революция. Вятка 1923» и на собственных исследованиях провалившегося Казымского восстания. Чтобы считать все заложенные в этом артхаусе коды и смыслы с отсылками к прозе Платонова, соловьевской «Ассе», более поздним фильмам Сокурова, необходим определенный исторический и культурный багаж. Режиссер на пресс-конференции в кинотеатре «Победа» после презентации своего фильма рассказывает о своем замысле доступно и просто:
- Бригада Красноармейцев во главе с Полиной Шнейдер отправилась из Свердловска с гуманитарной миссией на Казымскую землю, как ее называют ханты - «земля кошачьего локотка». Прогресс уничтожает малые культуры. Двигатель прогресса — интернет и самолет, они же — враги малых культур. Малым народам нужна обособленность, а цивилизация направлена на то, чтобы разрушить границы и нести язык империи в каждый дом. Это фильм не про конкретных хантов и ненцев, а про отношение любой империи к своей колонии. При колонизации Конго погибли десять миллионов аборигенов. Здесь — погибло всего сорок человек, но для них это огромное трагическое событие, которое они назвали «большая советская война».
Зато Екатерина Обатина прожила сложную и долгую жизнь. Свой век она доживает в обычной хрущевке, стала совсем больная и передвигается с помощью ходунков. Но поет по-прежнему хорошо, и специально для съемочной группы фильма исполнила на русском языке «Песню о тревожной молодости» Александры Пахмутовой. Ангелы революции сделали свое дело, воспитав достойного советского человека, служителя искусства. Этот снятый с одного дубля документальный эпизод стал финалом картины, окончательно смешав абсурд и логичность, комизм и трагизм, сказку и быль, реальность и вымысел.
Фильм «Ангелы революции» удостоился на Международном кинофестивале в Риме призом «Марк Аврелий будущего», на «Кинотавре» приза за лучшую режиссуру, а также приза гильдии киноведов и кинокритиков. Но в прокате лидирует другое кино - попроще.
Другие статьи автора: |
---|
10.03.2016 «Кэрол»: женская любовь и проблемы конспирации |
06.02.2016 «Лобстер»: секс по принуждению |
21.01.2016 «Джой»: пособие для начинающей бизнесвумен |
25.11.2015 «Двойная сплошная: женщина, которая всем врет |
25.10.2015 Метод: секс, кровь и маньяки |
06.10.2015 «Измены»: армия любовников и секс без правил |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 11234 | комментариев:3
Posetitell: 07.11.2015 01:09
Интересная статья, но революции на мой взгляд устраивают не ангелы, а демоны. Вот и эта главная героиня-дьяволица!
СветланаФролова: 07.11.2015 09:38
Hugo_Chavez: 08.11.2015 13:40
« Революции готовят гении, делают романтики, а её плодами пользуются проходимцы. »
Отто фон Бисмарк
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.