Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Экскурсия под мостами: секреты новосибирской реки

Экскурсия под мостами: секреты новосибирской реки
просмотров: 15516 | комментариев: 0 | Фото: © предоставлено Музеем Новосибирска
28.04.2016 23:54 

Первую в Новосибирске регулярную речную экскурсию по Оби открыл Музей города. Ее создатели решили показать город с иного ракурса — с реки, с которой раньше была связана вся жизнь новосибирцев. Экскурсоводы раскрыли самые темные и жуткие истории прошлого — от детских пальчиков в пирожках до золотых кладов в опоре моста.

Фото: © предоставлено Музеем Новосибирска

ДРУГОЙ РАКУРС

Прогулку на теплоходе, в которой пассажиры обычно развлекают себя сами, сотрудники Музея Новосибирска решили превратить в увлекательную экскурсию в прошлое города, когда река Обь имела гораздо большее значение, чем сейчас.

«В Новосибирске не раскручена важнейшая достопримечательность — река Обь. Ракурс, взгляд на город с реки принципиально иной. Это попытка вспомнить о ней. Новосибирск не имеет набережной в центре города, и мы не видим реку в своей картине мира. Обь — некий предмет мебели, который мешает горожанам перемещаться с левого на правый берег. Хотя в истории люди жили рекой, они ею питались», — отметил экскурсовод Евгений Антропов.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Экскурсию на теплоходе «Волна» также называют прогулкой под мостами, так как самую длинную с притоком Иртышом реку России опоясывают 15 мостов, восемь из них в Новосибирске: мост дамбы ГЭС, Комсомольский мост, Бугринский мост, метромост, Октябрьский мост, Железнодорожный, Димитровский мост и мост Северного обхода.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Открытие экскурсии состоялось днем, но затем ее будут проводить по пятницам вечером в 18.00 по местному времени, чтобы показать реку во время заката. Поэтому в музее рассчитывают, что такая экскурсия станет популярна у влюбленных. Первые выходы на реку запланированы на 13 и 20 мая.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Отчалив от пристани на набережной, теплоход пошел в сторону Комсомольского моста. Пейзаж с реки открылся не очень живописный, но любопытный. Так, по пути экскурсии оказался остров Отдых, который раньше называли Коровьим.

Раньше у местных жителей было столько же лодок, сколько сейчас машин. «На этот остров возили коров на лето на лодках, бывали случаи, когда лодка переворачивалась, и корова несчастная гребла к берегу или острову. С материка на остров ездили жители Новосибирска доить коров, и они там жили все лето», — рассказал экскурсовод.

Следом вдоль берега показались футуристические домики, стоящие на сваях прямо в реке. Это оказался долгострой — Яхтенный поселок. Элитную недвижимость начали возводить в 2000 годах, но из-за кризиса и неправильных расчетов проект заморозили.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Перед тем как теплоход нырнул под Комсомольский мост, было решено поддержать традицию речников и каждый мост приветствовать речевкой: «Речфлот всегда вперед». Этот мост предназначен для железнодорожного транспорта и построен был прежде всего для вывоза угля из Кузбасса на новосибирские ТЭЦ.

«Этот мост построили всего за один год — с 1930-го по 1931-й, что само по себе уникально. Старый железнодорожный мост строили четыре года. Ударная комсомольская стройка, минимум механизации, строительство вели, конечно, и заключенные. Опоры моста подвозили на баржах и поднимали, можно только восхищаться теми парнями, которые это построили», — рассказала директор Музея Новосибирска Елена Щукина.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

ПИРОЖКИ С ПАЛЬЦАМИ

Капитан развернул теплоход, и он направился к Бугринскому мосту, испытания которого проводили по старой традиции. «Мост тестировали 29 сентября 2014 года, он выдерживал нагрузку в 600 тонн. Под мостом дежурил катер с бригадой мостостроителей, которая строила этого красавца. Так же испытывали первый Железнодорожный мост: по нему шел груженый состав, а строители стояли внизу на льду под мостом, показывая, что они не боятся обрушений», — сказала экскурсовод Любовь Писарева.

В районе третьего моста через Обь на левом берегу находилось село Бугры. По данным Писаревой, его могли так назвать из-за того, что там селились бугровщики или черные копатели. Они грабили старые захоронения, а найденные золотые исторические изделия переплавляли. Есть и более простое объяснение, что село находилось на возвышенности, то есть на бугре.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

«На берегу Оби, где текла река Тула, когда-то (до революции) жили китайцы, которые стряпали пирожки и с лотками ходили по улицам. То ли конкуренты, то ли действительно так, но стали люди заявлять, что на улицах пропадают дети, а у китайцев в пирожках детские пальчики попадаются. После этого китайцев из пирожкового бизнеса вытеснили», — рассказала Писарева.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Теплоход прошел и мимо района старейшего села в черте будущего Новосибирска — Кривощеково, где с 1746 года стоял молитвенный дом, а потом церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.

«Некоторые из краеведов утверждают, что Новосибирск старше. И нужно возраст города считать от первой деревни Кривощеково, основанной около 1700-х годов служилыми людьми. Они были уполномочены осваивать земли по указу Петра I. Санкт-Петербург основан в 1703 году и, получается, Новосибирск основан Петром I раньше или примерно в то же время, что Санкт-Петербург», — рассказал Антропов.

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ НАБЕРЕЖНАЯ

Следующий участок пути оказался самым богатым на мосты: на небольшой площади оказались самый длинный в мире метромост — Октябрьский и Димитровский мост, железнодорожный мост Транссиба, с которого и началось бурное развитие города.

«Когда едешь под железнодорожным мостом и по нему едет поезд, надо на голову положить кошелек или взяться за карман, тогда деньги будут водиться. Также есть легенда, что строители в опоре на правом берегу железнодорожного моста сделали выемку в форме креста и туда упаковали золото. Священник освятил этот крест и после этого строительство мостового перехода продолжили», — сказала Любовь Писарева.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Но с ним связаны не только счастливые моменты в истории Новосибирска. Этот мост оказался причиной самой крупного крушения судна в городе. В 1920-е годы пароход «Совнарком» по пути из Барнаула в Томск врезался в опору железнодорожного моста. Из 400 человек на борту выжило только около четверти.

Фото: © Музей Новосибирска

Октябрьский и Железнодорожный мосты связывает история летчика Валентина Привалова. Он, по рассказам историков, расстроился, что его не взяли в одну из военных миссий во Вьетнам и решил доказать свое мастерство. 4 июня 1965 года он пролетел на реактивном самолете под новосибирским мостом.

«На пляже лежали разморенные трудящиеся Новосибирска. По мосту прогуливались жители правого и левого берегов. Вдруг с юга на мост, снижаясь к глади воды, летит истребитель МИГ-17. Подойдя к створу арки, самолет снижается к реке и проходит эту арку. Впереди железнодорожный мост, а это большой риск для реактивного самолета, скорость которого 400 метров в секунду. Расстояние между мостами 900 метров, и надо было за несколько секунд вырулить максимально вверх», — рассказал Антропов.

Фото: © коллаж Евгения Социховского, предоставлен Музеем Новосибирска

Пилоту удалось пролететь под аркой Октябрьского моста и не врезаться в Железнодорожный, но за это его арестовали и посадили. Затем главное командование вмешалось, и его освободили. После этого карьера «нарушителя» складывалась успешно. Его трюк никто не повторил.

Последним мостом, до которого дошел теплоход, стал Димитровский. Его построили в 1978 году. Как рассказала Писарева, раньше в этом месте в реку уходили городские стоки, и поэтому здесь очень расплодились водяные крысы. Но когда построили мост, крысиная река, как называли сток, перестала существовать.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

После разворота теплоход начал возвращаться к пристани набережной и открылся вид на старейшую в городе улицу Фабричную, которую раньше называли Мукомольной. За грузовым портом с реки стали видны два красивых исторических здания: дом Речпорта и «Дом грузчиков». Эти два здания должны были стать парадным фасадом с реки, но Великая Отечественная Война эту идею похоронила. Вокруг стало развиваться производство.

«Перед нами центр Новосибирска, несостоявшаяся набережная. Производство на улице Фабричной отрезало город от воды, да и не до генплана было во время войны. Поэтому набережная в центре Новосибирска так и не появилась», — отметил Антропов.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Двухчасовая экскурсия на воде пролетела незаметно и оставила еще множество загадок о мостах и отношениях жителей с рекой. Но экскурсоводы готовы всем давать слово, чтобы дополнить повествование личными историями об Оби.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru