От «Вишневого сада» в фильме — очевидная тема «потерянной» России. А от дворовых посиделок под гитару — дружеская ненапряжность и беззлобность. В этой истории, над литературной основой которой поработали Александр Незлобин и Сергей Светлаков, нет «хороших» и «плохих» героев, в классическом, голливудском понимании. И именно поэтому история обретает необходимой комедии жизненный объем.
— «Фашисты» — это очень грубое слово. Я боюсь его употреблять, потому что сейчас принято всех называть фашистами. Но думаю, в этом фильме конкретного антигероя не существует. Мне кажется в жизни, и в частности в России и вообще в мире нет плохих людей. Человек плохой если ему плохо. Каждый герой является для себя же и проблемой. Для каждого является антагонистом его комплексы и предрассудки, — рассказал на предпоказе фильма «Жених» в новосибирском СИНЕМА ПАРКе режиссер Александр Незлобин.
Но главная тема фильма формируется уже в его названии. Женский взгляд на женитьбу в фильме представлен во всех возрастных категориях. В первых кадрах воспитательное внушение бывшему мужу (Сергей Светлаков) героини делает деревенская девчонка лет десяти. Чуть позже о том, как правильно женить на себе мужичка рассказывает Люба, деревенская баба лет сорока пяти. А ближе к финалу — соображениями на этот счет делится уже главная героиня.
У Любы (Ольга Картункова) самое радикальное представление о том, что такое женитьба и какой она должна быть. «Все мужчины козлы, — говорит Люба. — И выбирать нужно того, у которого есть Шенген». Или, как минимум жилье за границей: по нынешним временам, хотя бы в Баку. И если не получилось у самой, хорошо бы чтобы дело выгорело хотя бы у дочери.
В фильме «Жених» есть персонаж — очень толстая, некрасивая девочка, дочь Любы Балаша (Наталья Паршенкова). Которая ест тогда, когда нервничает. А нервничает она практически всегда. Этот центнер на ножках — результат известной установки «Возьми от жизни все!».
Она довольно рано поняла, что хочет получить от жизни. И, по сути, делает то, что не получилось когда-то у ее матери: подминает под себя кавказского «принца». Зачем ей нужен этот самый раскудрявый, девочка не вполне понимает. Но движения у нее вполне слаженные и безапелляционные: веслом по лбу и на сеновал. Что поделать — новый этап эволюции. А каким образом получаются такие девочки, будет понятно в самом конце кино.
Но в принципе, с первых кадров становится очевидно, что российские мужчины в этой самой женитьбе заинтересованы не особо. То ли дело сеновал и все вытекающие. Именно поэтому главным героем становится жених заморский (Филипп Рейнхардт), из самой Германии. Пикантность истории в том, что приезжает он свататься прямо посреди 9 мая. И не ожидает немец, что ждет его в России самая настоящая война. Правда, локального характера, плавно переходящая в праздник.
На чьей улице праздник станет понятно только перед титрами. Потому что главная интрига — с кем останется героиня Светланы Смирновой-Марцинкевич будет разрешена только в финале. И зрителей ждет сюрприз. Правда не всех, а только тех, кто всерьез мечтает «поуехать».