Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

«Матильда»: как царь балерину полюбил

«Матильда»: как царь балерину полюбил
просмотров: 6975 | комментариев: 12 | Фото: © кадр из фильма
28.10.2017 01:00 

Картина Алексея Учителя «Матильда» про любовные интрижки последнего русского императора имела все шансы пройти в прокате незаметно, однако случились нападки депутата Госдумы Натальи Поклонской и православных активистов, о фильме заговорила вся страна. В итоге лента вышла в широкий прокат на 2,2 тысячах экранов и в первый день заработала 39 миллионов рублей.

Конец XIX века. Наследник русского престола Николай II ждет приезда в Россию будущей супруги Аликс. Наслаждаясь свободным временем, Ники посещает императорский театр, где видит польскую балерину Матильду и ее случайно оголившеюся во время танца грудь. Ники моментально влюбляется в красавицу и у них вспыхивает бурный роман, о котором сразу становится известно всему императорскому двору. В этот момент умирает Александр III и Николай II вынужден жениться на Аликс, отказавшись от связи с танцовщицей.

Любовь и крушение империи

В интернете можно найти множество шуток с предложением нанять Наталью Поклонскую на должность PR-директора фильма. Действительно, если бы шумихи вокруг картины Алексея Учителя не было, «Матильда» прошла бы в прокате практически незаметно. Однако после скандала даже без рекламы на ведущих каналах о фильме сейчас говорят все вокруг.

Стремление некоторых активистов защитить царя Николая II от негативного образа на экране привело к тому, что «Матильда» стало событием года еще задолго до премьеры. Однако в сторону общественную реакцию. Давайте говорить о самом кино. Теперь, когда часы пробили полночь, выяснилось, что карета на самом деле оказалась тыквой.

Тут не дело в необоснованных нападках Поклонской: художник действительно вправе делать, что захочет. Любое авторское осмысление художественного текста или исторического события может быть перпендикулярно первоисточнику. И если бы вместо польской танцовщицы Николай II крутил любовный роман с трехгрудой марсианской инопланетянкой, — это тоже имело право на существование.

Другое дело, что любое произведение искусства нельзя оценивать по принципу «не смотрел, но осуждаю». Сторонникам госпожи Поклонской лучше всего в данном случае все-таки купить билет в кино. Ничего провокационного и скандального в «Матильде» они не увидят. Это довольно стандартная историческая мелодрама с хорошими актерами о жизни царской семьи, где создатели «растеклись по древу», не сумев сказать самого главного.

Вопрос, ставший краеугольным камнем в этой истории — как было на самом деле. Одни отстаивали теорию, что роман между последним царем и балериной лежал исключительно в платонической плоскости. Другие утверждают, что если бы не свадьба на Александре Федоровне, не было страшной Ходынки, революции и гибели царской семьи.

Алексей Учитель в своем фильме интересуется вещами судьбы императорский семьи больше, чем самой любовью. Его «Матильда» сочетает в себе сентиментальность «Адмирала» и патриотический пафос «Солнечного удара» Никиты Михалкова — тоже истории любви на фоне крушения государства.

Придуманный царь

Один из любимых образов фильмов Учителя — паровоз. Вот и в «Матильде» он несется по бескрайним зимним просторам России, пока не сталкивается с застрявшей на путях повозкой. После столкновения Николай II теряется, не знает как себя вести. Его отец Александр III наоборот, буквально в одиночку спасает всю семью ценой собственного здоровья.

Таких эпизодов в картине несколько, когда Ники предпочитает судьбе империи обычные человеческие вещи. Ночью он не вылезает из кровати сексуальной балерины, а днем изучает синематограф. Ники не готов принимать взрослые решения, но отец, сжимая кулак, учит его управлять Россией жестко. На деле в фильме не находится месту ни большой любви, ни историческому размышлению о судьбе дома Романовых.

К слову, формально за честь Николая II переживать не стоит. Любви с польской красавицей он все равно предпочтет матушку-Россию. Другое дело, что даже в таком виде это отлично сыгранное (актеры не виноваты) кино спокойно осталось незамеченным, если бы не поднятый вокруг шум.

Скучно становится в тот момент, когда переплетение вымыслов выходит из-под режиссерского контроля. Когда графа Воронцова в исполнении Козловского начинают пытать и топить в специальном аппарате, кажется, что вот-вот начнешь смотреть русскую версию «Лекарства от здоровья». Но уже через несколько минут весь оккультизм улетучивается и на смену мистики приходит размышление на извечную тему, что хорошее дело — браком не назовешь.

В целом, фильм достоин внимания, хотя бы тем, что он стал знаковым для российского кино. Алексей Учитель упустил уникальный случай сделать из Николая II живого, страдающего, любящего человека со своими страхами и ошибками. Увы, для многих после просмотра «Матильды» он так и останется «святым Императором», которого нужно с пеной у рта защищать, потому что бывший прокурор утверждает, что его бюст вдруг замироточил.