События ленты разворачиваются в 1962 году, в самый разгар холодной войны, и рассказывают историю немой уборщицы Элайзы, которая влюбляется в человека-амфибию из глубин Амазонки, и пускается с ним в бега из секретной военной лаборатории США.
Гильермо дель Торо, большой любитель монстров и чудовищ, по праву считается одним из главных визионеров современного кинематографа. Используя продуманный грим и впечатляющий дизайн, режиссер раскрывает человечность даже самых диковинных существ.
Картина «Форма воды», частично отсылающая зрителя к советскому блокбастеру «Человек-амфибия», на самом деле вдохновлена классическим фильмом ужасов «Создание из черной лагуны», хотя в сказочной ленте можно увидеть гораздо больше образов и аллюзий.
Дель Торо снабдил повествование фантастической притчи социальными и политическими комментариями, добавив в сказку злободневные темы о нетерпимости и страхе перед всем чуждым. Не удивительно, что ленту по достоинству оценили западные критики.
На прошедшей премьере на Венецианском кинофестивале «Форма воды» стала настоящим событием, вызвав наибольший ажиотаж среди представленных картин. Ленту дель Торо, получившую несколько престижных наград, окрестили наследником «Лабиринта фавна».
Конечно, любовь критиков к «Форме воды» отчасти объясняется умением создателей грамотно надавить на актуальные темы. В ленте представлена героиня-инвалид, ее друзья — гей и чернокожая женщина, а также советские шпионы и гнетущая обстановка в мире.
В итоге сам Гильермо дель Торо называет «Форму воды» своим самым сложным и наиболее личным фильмом. Многоплановость постановки и сложной визуальной стороны объясняются кропотливо проделанной работой, ведь лента разрабатывалась шесть лет, с 2011 года.
«Форма воды» с бюджетом всего в 19 миллионов долларов получилась как современным политическим высказыванием, так и постмодернистской стильной сказкой о равноправии и странной историей любви, приправленной смелыми эротическими образами.
Хотя «Форма воды» призывает любить и принимать даже самых причудливых монстров, само существо, активно фигурировавшее в трейлере, на деле занимает скорее промежуточную роль в повествовании, не раскрываясь и не вызывая полного понимания.
Еще в первой половине картины становится очевидно, что режиссер намеренно не акцентирует внимание на существе, ставя на основные рельсы человеческие характеры в атмосфере, напоминающей искренние работы Тима Бертона и фильм Жан-Пьера Жене «Амели».
«Форма воды» это больше история противопоставления чувства отчуждения чувству открытости, выполненная в красивом антураже, а не хоррор в духе произведений Говарда Лавкрафта. Мексиканский мастер сумел перейти границу между старыми идеями и новыми.
Хотя Дель Торо задумывал снять черно-белый фильм, студия предложила увеличить бюджет, если фильм будет снят в цвете. Стоит отметить изумрудно-черные цветовые решения, напоминающие краски воды с фирменной режиссерской атмосферой распада и тлена.
«Форма воды» это больше визуальное произведение искусства, чем сюжетное. Несмотря на слабую мистическую сторону, лента порадует зрителя умелым использованием цвета и света, стильной работой оператора, ретро-музыкой и колоритными раскрытыми персонажами.